Как всегда, бессовестный автор этих строк игрой за год до релиза не
грезил, шедевра не ждал и вообще не верил, что где-то там, в Crytek,
делают шутер всех времен. Следует учесть, что подобных мне было немного
– стоит только глянуть на форум, где высочайшая активность держится не
первый год, а оголтелые фанаты выставляют оценки игре, опираясь на
демоверсию – PR-отделу EA безусловно наше почтение. Но, увы, далек я от этого всего. Приступим.
Возвращение в тропики
Необходимость парочки вводных предложений про сюжет и историю создания
– вопрос спорный, и я придерживаюсь мнения, что пустая трата времени
нам ни к чему. Все уже давно знают про остров, про корейскую гвардию
юных натуралистов с автоматами и даже про инопланетян, которым у нас в
гостях крайне жарко. Это, конечно, не ролевая эпопея, но сюжет для
столь громкого хита предельно скромный и банальный, ибо – трудно
поверить – ничего нового по части сторилайна игра не раскрывает
совершенно, все рассказали до релиза. Ну да ладно, чего уж тут – в конце концов, шутер, в конце концов, некст-ген.
Графика воистину расчудесна, и пытаться всю красоту здешней природы
передать словами – глупая затея. Конечно, придется выложить пару тысяч
вечнозеленых долларов, чтобы комфортно чувствовать себя в джунглях Crysis
- подобный уровень детализации и наполненности мира требует немалых
ресурсов даже при очень хорошей оптимизации (а она хороша, уж
поверьте). Как нам и обещали, в распоряжении протагониста – здоровенный
тропический остров плюс несколько «левых» локаций внутри него или же за
его пределами. Большую часть игры необходимо аккуратно лавировать между
пальмами, перманентно уходя в невидимость, и отстреливать недалеких
корейских соперников спокойно, тихо, без всяких инцидентов. На деле все
это чаще происходит наоборот, но оно и неважно – не «стелс» во главе
парада. Другое дело, что поразительно правдоподобный и почти живой мир
не только способствует погружению, но и косвенно принимает участие в
развитии событий – он элементарно отвлекает. Казалось бы, сущая мелочь,
ан нет, если призадуматься, сколько раз пришлось отвлечься от упорной
слежки за каким-нибудь соперником на подозрительное движение где-то в
стороне, причиной которого может оказаться бабочка, световой блик или
еще что-нибудь – невольно будешь впечатлен вниманием разработчиков к
подобным деталям и тем, как им это удалось. В массовых же сражениях,
коих становится все больше под финал, времени отвлекаться нет, но там
работает классический принцип «чем больше – тем круче». Стаи
баранов-врагов носятся от куста к дереву, метко отстреливаясь от
атакующих, а танки и вертолеты тратят годовой боезапас ракет и снарядов
в минуту – все вокруг периодически взрывается, воспламеняется и рушится.
Жаль только, что не очень удался искусственный интеллект – со времен Far Cry
супостаты едва ли поумнели. Укрытия выбирают нелогично, на ближних
дистанциях теряются и даже иногда бездействуют вовсе, а в толпе ведут
себя согласно стадному принципу – «куда все, туда и я». Тем не менее,
сражаться с ними интересно благодаря дизайнерам уровней и, собственно,
тому самому нано-костюму, вынуждающему задействовать фантазию и
тактику. Хотя, тактика - это сильно сказано. Костюм ключевую роль
играет разве что в мультиплеере, где важно разумно распорядиться
энергией. В основной же кампании мега-одежка преимущественно работает
на интерес – не дает заскучать от однообразия и бросить игру, ежели
где-то что-то не получается. Убивают снова и снова – изучаем местность,
думаем, выбираем режим (или последовательность режимов) иначе, после
чего снова пробуем и рано или поздно добиваемся результата. Только, к
сожалению, со стимулом к прохождению серьезные проблемы, что будет
дальше – ни разу не интересно.
Hello Halo
Бродяга (Nomad), в отличие от большинства современных
персонажей, никакой не особенный, не немой и даже не спаситель всей
Земли по определению. Над проработкой характеров особо не парились, но
выбрали верную позицию изначально: солдат, выполняющий приказы –
разговорчики только по делу, а указания обсуждению не подлежат. Способ
подачи сюжета больше всего напоминает нежно любимую мною Halo,
более того, кое-где заметно, что разработчики ею буквально
вдохновлялись. Система энергощита и здоровья, стильный дробовик,
переход в widescreen на ключевых точках и сюжетные диалоги
преимущественно по рации прямо во время сражений и перемещений, а также
механика и физика средств передвижения – все это до боли знакомо
каждому, кто не раз пережил большое приключение вместе с мастером Шефом и AI-координатором Кортаной.
Честно говоря, секрет успеха лежит на поверхности и, думаю, предельно
очевиден для каждого мало-мальски знакомого с шутерами последних лет
игрока: Halo + Far Cry + суматоха и динамика Call of Duty.
Конечно, всеобъемлющая разрушаемость на деле оказалась не такой уж и
всеобъемлющей, а свободный для перемещений мир, соответственно, не
столь свободным, как хотелось бы. Но тем не менее Crysis,
пожалуй, все же можно назвать превосходной игрой – технологический
прорыв и крайне динамичный игровой процесс поставленную задачу
выполняют на «отлично»: подавляющее большинство игроков в восторге.
Пытливый читатель заметит, что авторская оценка от общего балла в
заключительной части статьи довольно сильно отличается. Ничего
удивительного тут нет – я действительно не прыгаю в приступе щенячьего
восторга, но вполне понимаю тех, кто этим занят. Фильмы «Хищник» и
«Коммандо» с нынешним губернатором солнечной Калифорнии в главной роли
некогда активно впечатляли зрителей всех возрастов, приникших к
телеэкрану непоздним вечером после учебы или работы, а детище Crytek
теперь дает возможность всем им лично поучаствовать в подобном действе:
пулемет, косящий людей и пальмы, мощнейшие взрывы и масштабные битвы
людей и пришельцев, где каждый фактически сам за себя. Скрестить боевик
с поджанром фильма-катастрофы довольно сложно в кино, но типичный
(хотя, не совсем уж и типичный) компьютерный шутер подходит для этого
просто идеально, и разработчики очень хорошо это понимают – под самый
финал Crysis с эпическим размахом демонстрирует техногенный
катаклизм, и уставший игрок уже не помнит, как мирно все начиналось.
Кому-то все это и нужно, чтобы сказать «да, я чрезвычайно рад, что
прошел через это», но мне лично без дельного сюжета и какой-никакой
смысловой подоплеки сложно сопереживать главному герою и вообще должным
образом происходящее воспринимать.
Не уверен в необходимости дополнений о том, что звучит и управляется
все это дело отменно – вообще заметно, что девелоперы очень и очень
старались, хотя тестеры их несколько подвели. Звук отменный, музыка
стандартная, но в тему, а расположение и количество используемых клавиш
разумное. На технике можно кататься как с видом из кабины, так и от
третьего лица руководить поездкой (особенно актуально для военной
техники – удобнее целиться и стрелять), разновидностей оной достаточно
и все очень послушные, физика на ять. Буквально праздник для любителя
бездумной пальбы, если бы не одно «но» - досадные баги, затрудняющие
прохождение благодаря своей, с позволения сказать, критичности и
незаметности. Реального геймплейного времени как минимум на пару часов
меньше, чем уйдет у вас на прохождение версии без патчей, ибо два-три
раза обязательно доведется насиловать мозг в поисках решения ситуации,
которая выглядит вроде как игровая задача, но на деле является либо
выполненной, либо не активной из-за не сработавшего или банально
заглючившего триггера. Иногда осознать подобное бывает досадно.
Вердикт
Короткий, бессюжетный и под конец сумбурный Crysis
- безусловно, знаковый шутер современности. Потрясающе красивый,
разнообразный и эффектный, он будет проходиться и обсуждаться еще
множество раз, посыплются, как из рога изобилия, разнообразные
модификации (благо разработчики позаботились о любителях дорабатывать и
перерабатывать игры), не исключено, что Уве Болл ринется
снимать фильм. Это не RPG, но здесь есть мир, в котором можно если не
жить, то хотя бы провести отпуск – он настолько живой и так прекрасен,
что периодически в процессе прохождения возникает желание сойти с пути,
рявкнуть в рацию «Да погоди ты, Пророк!» и спокойно, никуда не
торопясь, изучить каждый камень, каждое дерево, каждый куст. Как
известно, не в графике счастье, и я с этим утверждением категорически
согласен, но Crysis - то самое исключение, которое всегда есть.
Визуальная сторона игры – ее главное преимущество, ведь на рынке сейчас
нет ничего даже подобного ей.
В заключении скажу, что если вы дочитали все это до конца, то я крайне
удивлен. Зачем? Разве что, по ряду причин не можете сыграть в это,
ибо большинство игроков ринулось в магазины сразу, как только игру туда
завезли, так что мнений уже более чем достаточно, а будет в дальнейшем
их только больше. Что бы я ни сказал, но «Кризис» вы все равно рано или
поздно купите и пройдете. Не так ли?