Феномен «Крутого Сэма» известен, пожалуй, каждому. Тотальный
примитивизм во всех аспектах геймплея и схематичные уровни не помешали
old-school action’у. Гигантские полчища тупых монстров и куча
всевозможнейшего оружия сделали своё дело: отстрел инопланетного мусора
был увлекателен как никогда. Да, действие развивалось в практически
неменяющихся антуражах Древнего Египта, но адский накал происходящего
на экране не хотел отпускать игрока до самых финальных титров. Аддон
попытался как-то разбавить происходящее: последний эпизод проходил в
мрачном средневековье, резко контрастировавшем с всё теми же ацтекскими
пирамидами и пляжами. После Serious Sam 2 предшественники больше кажутся эдакими пробами пера, потому как в сиквеле реализованы, кажется, все задумки Croteam.
Турне
Одинаковые уровни с повторяющимся дизайном и неменяющаяся обстановка
приказали долго жить. На смену жёлтой цветовой гамме пришли семь
великолепных «миров», каждый из которых готов предложить вам что-то
своё. Задерживать вас в каждом из них никто не собирается.
Шоу-программа большая, а уровней всего-то (?) четыре десятка, поэтому
все они насыщены до предела и не позволят вам скучать, а тем более
расслабиться. Хотя нет, обманываю. Первая, так сказать, вводная глава
поначалу разочаровывает. Малочисленные кучки пещерных монстров, немного
оружия, мешающиеся NPC, которым мы по идее должны помогать избавиться
от атак Ментала, и прочие, совершенно «левые» элементы. Однако к
середине второго эпизода ситуация проясняется, и всё то, за что мы
полюбили «Первую кровь», возвращается в неприкосновенности.
Обстановка меняется с необычайной скоростью. Деревеньки маленьких синих
человечков, планета с гипертрофированной флорой и фауной (грибы
размеров с деревья, окурки-булыжники, и так далее), болота, родина
хорошо всем знакомых Kleer’ов, сказочное королевство, заснеженная
инопланетная база и, наконец, сама планета Сириус, убежище главного
злодея. Каждая остановка исполнена просто сумасшедшим, психоделичным
дизайном и абсолютным безумием вкупе с тотальной несерьёзностью. Это
может либо понравиться, либо нет. Если вы не переносите подобные
приступы фантазии разработчиков, то SS2
лучше просто не запускать. Остальные же просто не смогут остаться
равнодушными: все до одной главы запоминаются, постоянно ублажая
спинной мозг.
Killing shots
Напрягать сей важный орган будем точно так же, как и три года назад.
Вон там их много, вот вам пулемёт, вперёд. Открытых пространств стало
значительно меньше, однако широкие равнины и огромные арены никто не
отменил. Сражения на них, как водится, самые массивные, самые кровавые
и, соответственно, весёлые. Зоопарк подрос, помимо старых знакомых
(упомянутые скелеты kleer, бомобоголовые камикадзе, биомеханические
ящеры) появилось немало новых. Большинство хорошо вписалось в общую
схему, однако некоторые порой откровенно нервируют. Например, ведьмы на
мётлах и зомби с дробовиками. Первые раздражают, когда их много:
приходится вертеться волчком, уклоняясь от множества fire ball’ов;
вторые одним выстрелом наносят очень большой урон. Оружие полностью
сохранилось, некоторые «стволы» преобразились внешне, но суть их
осталась той же. Общая сложность чуть понизилась: особо тяжелых
моментов замечено мало, если не считать последнего уровня, где врагов
было тысячи полторы.
Дебютировали транспортные средства и станковые пулемёты. В некоторых
местах, скажем прямо, без них можно было бы и обойтись (явный реверанс
в сторону консолей), но кое-где они действительно жизненно необходимы.
Появляются подобные аттракционы нечасто, поэтому отдохнуть после особо
тяжёлой схватки за штурвалом чего-нибудь на воздушной подушке всегда
приятно.
Особого разговора заслуживают «боссы». Поединки с первыми тремя
довольно примитивны и никакой сверхъестественной радости не доставляют,
зато следующие вполне держат марку. Запомнились костяной демон, для
победы над которым следовало выстроить своеобразную энергосеть, и
сказочный дракон женского пола (подсмотренный у DreamWorks и её Shrek’а).
You must find the medallion
Вся происходящая катавасия
должна по-хорошему иметь хоть какое-то объяснение. Она и имеет, при
условии, что это, конечно, можно назвать объяснением. История у нас
следующая: Сэма внезапно телепортируют непонятно куда, где его
встречают три непонятных человека и говорят, что надо тут медальон
собрать, без него ну никак не удастся одолеть дядю Ментала. Ради пяти
кусочков артефакта мы в принципе и совершаем вышеописанный вояж, после
чего проникаем на Сириус и
пытаемся устранить злого злодея прямо перед
порогом его дома. Зная хорватов, нетрудно догадаться, удастся нам это
или нет.
С повествованием появилось множество роликов, поначалу вызывающих лишь
недоумение. В самом деле, у нас тут «мясо» или как? Позже просмотр
очередного видео вы будете ждать с нетерпением. Дело в том, что Serious Sam 2
незаметно склоняется то в сторону комедии, то в сторону злой пародии.
Конечно, не все сценки безупречны, юмор отнюдь не всегда заставляет
валяться под столом, но атмосферу они создают правильную. Сами шутки
(не скажу, что их много) хороши. Чего стоит скелет Дюка Нюкема с
воткнутой в него ракетой (см. скриншот), а также фразы самого Сэма.
Уровни на планете Kleer содержат издёвки над столпами FPS буквально на
каждом шагу. Судите сами, миссии называются не иначе как Doomed Canyon
и Unreal Wasteland. Вход в одну из пещер – вылитая голова кибердемона
из Doom с повёрнутыми вниз рогами. Ну а реплики «I love
collecting big guns, they look so Unreal» и «the Earth’s a shake but I
won’t Quake» следует оставить без комментариев. Немало сатир и над
устоями жанра. Подбирая очередной дробовик, Сэм недоумевает: «Who
leaves this weapons scattered around?». Сваливаясь в канализационный
люк: «I knew they’re no games without canalization levels». Все это
лишь добавляет несерьёзности и сумасбродности происходящему.
Граффити
Общую атмосферу отлично дополняет богатая
графика. Яркие, сочные, чуть-чуть мультяшные цвета идеально гармонируют
с геймплеем. Террариум великолепно детализирован, немалое количество
полигонов обтянуто отменными текстурами. Скорость работы нареканий не
вызывает: там, где иные проекты еле-еле укладываются в два десятка FPS,
Serious Sam 2 выдаёт и за шестьдесят. Не забывайте, с каким количеством моделей приходится одновременно работать движку.
Оглушительные выстрелы из дробовика, грохот ядра из чудо-пушки и крики
камикадзе перекочевали и в сиквел. Невозможно описать, что происходит с
колонками, когда на тебя с бешеным воплем движется под пятьдесят
разномастных монстров, а шагающий на дальнем плане гигантский паук
оглушает своими выстрелами. В это время, кажется, играет какая-то
музыка, подхватывающая ритм очередной схватки. Ничего особенного, но
заниматься отстрелом минотавров под её аккомпанемент всё
же веселее.
***
Serious Sam 2 действительно похож на игру, разрабатываемую
четыре года. Примитивный геймплей стал ещё, хм, примитивнее, но ни в
коем не случае не утратил своего очарования. Разнообразие локаций и
даже самих миссий позволяет назвать новое (и, наверное, любимое) детище
хорватов лучшим «мясным» шутером современности. Пусть во время первых
эпизода-двух всё довольно пресно, зато потом начинается то, ради чего
вы, собственно, и купили игру.
Геймплей: 9.0 Графика: 9.0 Звук и музыка: 8.5 Интерфейс и управление: 9.0 Оценка автора: 9.0