S.T.A.L.K.E.R. Shadow of ChernobylЖанр: FPS / RPG / Survival
Жанр: FPS / RPG / Survival Разработчик: GSC Game World Издатель: THQ Издатель в России: GSC World Publishing Официальный сайт:www.stalker-game.com/ Системные требования: Processor 2.0 GHz; 512 Mb RAM; 128 Mb Video
Полагаю, нет никакого смысла писать введение-предысторию с кратким
описанием для тех, кто «не в теме» - флагман отечественного игростроя
не нуждается в представлении. За долгие годы разработки безмерно
амбициозному проекту за авторством GSC Game World игровые издания всего мира охотно посвящали целые развороты и первые полосы, S.T.A.L.K.E.R.
(в простонародье, что характерно - «ждалкер») стал легендой еще до
своего рождения. Неудивительно, что семибуквенную аббревиатуру выучил
наизусть и даже не ленится снабжать должным количеством точек уже
попросту каждый геймер на постсоветском пространстве, а игра для этого
конкретного пространства – знаковая. На одном лишь поставлю акцент
заранее: к армии заведомых и не очень фанатов не принадлежу, творением
украинских разработчиков последние шесть лет не грезил и суждение мое о
«Сталкере» непредвзято-беспристрастное.
Кафе разбитых надежд
Нам было обещано, заранее описано и показано совершенно безумное
количество всего, игру активно пиарили, днями и ночами писали
динамичные ролики и щелкали сочные скриншоты. «Пипл», как говорится,
«хавал» и едва успевал орудовать слюнявчиком, но в итоге даже с
коллекционной версией игры знаменитые губозакатывающие машинки
советского производства поставлять забыли. Три десятка квадратных
километров территории – это хорошо, но три десятка оных без доступных
игроку средств передвижения – очень плохо. Отсрочка выхода ввиду работы
над «бесшовностью» мира – хорошо, но куча этих «швов» в релизной версии
через годы – плохо.
Продолжать можно довольно долго в меру собственной испорченности, но
смысла нет никакого – уверовавшие некогда в неизбежно грядущую
игру-мечту сами себя наказали и пребывают теперь в глубочайшем ступоре.
Оставшиеся же в сознании увлеченно изучают и обсуждают удивительный мир
чернобыльской зоны отчуждения, в котором есть место не только разбитым
надеждам ортодоксальных фанатов, но и множеству безоговорочных
достоинств, главное из которых – атмосфера. Говорить о ней и пытаться
передать на словах ощущения можно долго, но чтобы понять, это надо почувствовать,
испытать на собственной шкуре. Фоновые звуки, музыка, освещение и
фактура подобраны великолепно, блестяще выдержан баланс между позитивом
и негативом. Посиделки под гитару у костра расслабляют, придают сил и
уверенности в завтрашнем дне, а подземные помещения заброшенных
лабораторий, где обитают только кровососы и редкой породы гады –
контролеры (сосланные из Москвы на зону за злоупотребление служебным
положением), пугают и на примерах демонстрируют пользу осторожности,
предусмотрительности и быстрого сохранения. Затягивает.
Мастерский штришок
Что касается сюжета, то тут дела обстоят куда банальнее: привычная муть
про отшибленную память, краткую фразу-ключ («Убей Стрелка!») и
беспорядочные поиски кого-то или чего-то. Гремучая смесь из
классического хоррора, добротного шутера в лучших традициях Counter-Strike и плохой RPG в антуражах Fallout
- это если коротко. В экономической составляющей баланса не наблюдается
вовсе – денег много, а тратить некуда. Здесь же неподалеку паршивые
диалоги и скопированные до последней запятой фразы-штампы для каждого
игрового персонажа, за исключением моментов, когда NPC разъясняют суть
миссии. Никакой эволюции, никакого развития и самосовершенствования.
Лишь артефакты, большинство из которых откровенно бестолковые (и внешне
напоминают, пардон, экскременты разной степени древности), а также
самый модный костюм, который нам вручают за пять минут до финальных
титров, в то время как прочие обитатели зоны болтаются в аналогичных
повсюду и с первых же кадров. Вообще, логика – одна из главных проблем
ввиду почти полного своего отсутствия. Взять хоть обещанную
нелинейность, которая на деле оказалась всего лишь банальным делением
на «сделал» и «не сделал». Сам по себе сюжет прямой, как доска, и
«нелинейное исследование» являет собой продвижение вглубь территории по
мере получения заданий на целевой местности, и каким образом действия
игрока влияют на выбор концовки – решительно непонятно. Тем не менее,
это кропотливо созданная иллюзия нелинейности, что далеко не каждый заметит и поймет – мастерский штришок, проверенный временем.
Как бы там ни было, но не сюжетом S.T.A.L.K.E.R.
действительно силен. Местами перенаселенный и, увы, не «бесшовный», но
чертовски опасный мир – вот что впечатляет, вот над чем проделана
колоссальная работа. Это не то пространство, в котором хочется жить –
ощущений аналогичных тем, что оставляют после себя добротные
«ролевухи», здесь вы не дождетесь. На территории зоны нужно и хочется
выживать, пробираться к центру и постоянно рисковать ради чего-то
неизведанного, что, возможно, скрывается за ближайшим поворотом. С
каждым шагом на север становится все интереснее, но не из-за сюжета, а
именно из-за некоего игрового аналога хичкоковского саспенса –
нагнетания и ожидания. Память об этом приключении (степень насыщенности
событиями которого определяете только вы сами), несмотря ни на что,
останется с вами надолго.
И вновь с приветом
Помнится, несколько лет назад NVIDIA планировала сделать движок X-Ray
лицом своей (на тот момент – новейшей) линейки GeForce FX, а на форумах
кипели обсуждения системных требований будущего творения. Много воды
утекло с тех пор, и методы конкурирования изменились. Бессовестный
коллектив виноватых в очередной раз передает большой привет дружному
семейству поклонников ATI: «Сталкер» раз в десять-пятнадцать минут тотально вешает ПК на большинстве официально поддерживаемых
«Радеонов». Свеженький патч игнорирует эту проблему, а разработчики
невнятно объясняют сие недоразумение тем, что перегревается все что
можно. Некрасиво. Особенно если учитывать, что очевидных причин для
перегрева не видно: графика, увы, уже не впечатляет, и лишь светотень с
погодными эффектами не выглядят устаревшими. Все достоинства DirectX
9.0c разработчики туго связали в один пучок, благополучно реализовали
и… оставили в настройках одной-единственной опцией. Досадный ход, надо
заметить: игроки лишились возможности тонкой настройки игры под себя, и
картинку во всей красе могут увидеть разве что обладатели оптимальной
конфигурации ввиду принудительного включения динамических источников
света, мягких теней и прочих «прожорливых» эффектов вместе с режимом
DirectX 9.0. К сожалению. Кроме того, SHOC
Искусственный интеллект местных супостатов – отдельная тема.
Выплескивая вслух все свои познания из области ненормативной лексики,
бандюки и вояки прут напролом, отступая лишь по большим праздникам и с
прострелянными конечностями. Тактика изредка показывается в местах,
прописанных сценарием, вроде масштабных сходок «группировка на
группировку», а логика отсутствует вовсе. Пресловутый имитатор жизни
лишь обеспечивает респаун мутантов, что сопровождается неприятными
свопами, а сталкеры влачат свое бесцельное существование, углубившись в
тему анекдотов у костра – артефакты в чистом поле они игнорируют,
никакие задания не выполняют и лишь изредка составляют компанию в
каком-нибудь нашем «культ-походе».
«Контра» в отпуске
Что безоговорочно удалось на славу, так это сетевой режим. Артефакты,
деньги, закупка и апгрейды боекомплекта – наш ответ «контре», не иначе.
Серверов пока мало, лидирующие позиции не заняты и не обнародованы читы
– самое подходящее время влиться и получить свою порцию удовольствия.
В отличие от ролевой и экономической составляющих, перестрелки
действительно сделаны на пять – динамичные, неоднообразные. В мире «Сталкера»
за счет сражений только и живешь – ассортимент у торговцев ничтожный, и
все самое интересное можно получить лишь в бою. Миникарта своевременно
отмечает врагов и сигнализирует об их количестве в радиусе пяти
десятков метров, а также подсказывает дорогу к цели. В КПК отмечаются
разного рода значками ключевые места и схроны со шмотками или оружием,
информация о которых поступает во время обыска поверженных врагов. Жаль
только, что значки эти остаются активными после выполнения задачи, будь
то миссия или просто встреча – далее сбивают с толку.
запредельно
требователен к ресурсам оперативной памяти, более или менее комфортно
чувствует себя лишь на двух и более гигабайтах оной, да и вообще
оптимизирован из рук вон плохо. Даже после установки патча 1.0001
(редкой породы версия, однако) во всей красе игра себя покажет лишь на
топовой конфигурации, и то более чем на 20-25 кадров в секунду не
расщедрится. Не лучше дела обстоят и у физической составляющей:
интерактивный объект на территории зоны встретишь не чаще, чем толковый
артефакт.
***
S.T.A.L.K.E.R. - ни в коем случае не революция в отдельно взятом
жанре, не прорыв и не откровение. Тем не менее, долгожданный выход
проекта и его уровень символизируют – хочется верить – наступление
новой эпохи, эпохи достойных отечественных шутеров. Первый шаг к
светлому будущему и наглядный пример того, что мы тоже «так можем» -
надо только захотеть. А еще желательно запастись хорошим сценаристом…
Будем надеяться, дальнейшие патчи и, возможно (читай: желательно),
аддон приведут игру в полный порядок, прибьют последние баги и
разберутся с тормозными припадками движка. Тем не менее, за игру GSC все равно спасибо – за старание, за идею, за атмосферу, за результат.
Рейтинги:
Геймплей: 8.0 Графика: 8.0 Звук и музыка: 9.0 Интерфейс и управление: 8.5 Оценка автора: 8.0